Перемены грядут революционные, это становится особенно понятно тем, кто в последние годы наблюдал за изменением законодательства. Больше десятилетия ушло на то, чтобы научить медицинский бизнес жить по новым правилам – было введено лицензирование медицинской деятельности, регистрация новых медицинских технологий, система регистрации лекарственных средств и медицинских изделий, сертификация врачей.
Сказать, что новые правила прижились и выполнялись неукоснительно нельзя, но все же некая цивилизованная система контроля за развитием медицинских услуг уже присутствовала на российском рынке.
Сегодня большая часть того, что так старательно внедрялось, называется административными барьерами…
Трудно встать на определенную точку зрения! За все эти годы общественность так и не увидела какой-либо статистики, и поэтому судить, что хорошо, а что плохо, не представляется возможным.
Сколько предприятий медицинской направленности не смогли открыться из-за пресловутых административных барьеров?
Сколько новых технологий и аппаратов не попали в Россию из-за сложностей в регистрации?
Сколько новых методик лечения прошло мимо нашего пациента из-за невозможности внедрить их на бюрократической почве?
Ответа нет. Но нет данных и по другой системе отсчета:
Сколько вреда принесло нелицензированное оказание медицинских услуг?
Какие осложнения были получены в результате применения незарегистрированных медицинских технологий?
Какой урон здоровью нации принесли сомнительное оборудование и препараты, которые до сих пор еще используются в практике здравоохранения?
Как всегда нам приходится полагаться на эмоции и пролетарское чутье, а не на статистику, научные аргументы, доказывая приверженность к старому или же расположенность к новому пути развития здравоохранения.
Да к тому же, за последнее десятилетие системы контроля за деятельностью медицинских организаций менялась шесть раз, какой энтузиазм это выдержит.
Поэтому просто изложим без комментариев, что происходит сегодня и что должно произойти завтра.
Итак, в июле началось обсуждение в Государственной думе нового Федерального закона о медицинском страховании. Принципиальный момент – в систему страхования будут допущены частные медицинские клиники. Еще более принципиальный момент – диапазон государственных гарантий в области медицинского обслуживания населения пока даже не обсуждается.
В ближайшие дни на суд общественности будет вынесен еще один документ – проект новых Основ законодательства об охране здоровья граждан, в котором предполагается пересмотреть взаимоотношения врача и пациента. В каком ракурсе, мы в скором времени узнаем.
Видимо, в этом же документе, наконец, будут сформулированы принципы разрешительной системы в здравоохранении. Об отмене лицензирования говорят с февраля. Предполагается, что до конца 2010 года Россия перейдет на уведомительный порядок организации медицинской деятельности.
«Речь идет о переходе от лицензирования к уведомительному порядку осуществления фармацевтической и медицинской деятельности, а также деятельности по производству медицинской техники и ее техническому обслуживанию. Есть предложения по упрощению процедуры выдачи разрешительных документов на соответствие продукции требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования путем введения декларирования, за исключением отдельных видов, подлежащих государственной регистрации», так заявляют в Минздравсоцразвития.
На сайте Министерства здравоохранения и социального развития уже был вывешен проект документа, который наделяет полномочиями приема уведомлений о начале медицинской деятельности Федеральной медико-биологическое агентство.
Вопрос о том, когда будет первая проверка не умозрительный. Смотрим Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (Постановление Правительства РФ N 944 от 23 ноября 2009 г.)
- органы госпожнадзора и санэпидемнадзора могут проверять лиц, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и санаторно-курортную медпомощь 1 раз в 2 года.
- органы, лицензирующие медицинскую деятельность, проводят проверки лиц, оказывающих санаторно-курортную и скорую медпомощь, не чаще 1 раза в 2 года. Лица, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медпомощь, проверяются не чаще 1 раза в год.
- предприятия, торгующие лекарствами в розницу, могут проверяться органами, лицензирующими фармацевтическую деятельность, не чаще 1 раза в год (торгующие лекарствами оптом - не чаще 1 раза в 2 года).
Правда, одновременно с отменой лицензирования, предполагается рассмотреть возможность усиления административной и уголовной ответственности медицинских учреждений.
Инвесторы и управляющий персонал частных медицинских центров, в том числе и косметологических, оценивает отмену лицензий неоднозначно.
«Поступает много жалоб со стороны лицензиантов относительно барьеров при надзорно-контрольных мероприятиях и при лицензировании медицинской деятельности, при этом не снижается уровень коррумпированности системы лицензировании, - говорит, выступая перед руководителями клиник, президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» С. С. Мисюлин: - Практически везде нарушается законодательство о лицензировании»
Однако отмена лицензирования ведет за собой новый виток мероприятий по подтверждению легитимности игроков на рынке медуслуг.
По последним сообщениям СМИ Министр здравоохранения и социального развития Т.А.Голикова предполагает к 2014-2015 году ввести лицензирование специалистов.
Надо сказать, эта идея уже овладевала массами лет десять назад и остаточные ее следы еще видны в законах и постановлениях, которые касаются организации здравоохранения в России.
Не задумываясь пока над тем, как будет действовать здравоохранение в период с 2011(когда отменят лицензирование медучреждений) до 2015 (когда начнут лицензировать врачей), посмотрим, существует ли сегодня логическая связь между требованиями: к специалисту, технологии, методикам и учреждению (то есть всему фундаменту оказания медуслуги).
К сожалению, такой связи не существует!
При обилии постановлений, административных регламентов и законов так и непонятно, что такое новая медицинская технология, по крайней мере, никто не видел ее полностью реализованной.
В тексте Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 июля 2007 г. N 488 дано такое определение:
«Медицинская технология (лечебная, диагностическая, профилактическая, реабилитационная) - комплекс действий в определенной последовательности и продолжительности, включающий в себя методы, медикаменты, приборы, терапевтические и хирургические процедуры, технологические приемы, другие систематически применяемые инструменты, для решения специфических проблем со строго определенными результатами».
По правде говоря, мне не довелось встречать человека, который бы четко объяснил, чем технология отличается от стандарта, зато вся медицинская общественность делится на два непримиримых лагеря, одни считают, что стандарты срочно необходимы, другая – что это убьет само понятие индивидуальной помощи больному.
Общую картину внедрения стандартов легко проиллюстрировать на примере обсуждения проекта Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология».
В апреле 2010 проект приказа об утверждении Порядка был вывешен на сайте Миздравсоцразвития, вызвав бурю откликов специалистов индустрии красоты, которые, анализируя документ, находили в нем массу нестыковок. Проект «спровоцировал» совместное заседание всех школ и направлений в косметологии, которые в обычное время не слишком склонны были договариваться. Так вот, на какое-то время примирение произошло. Это случилось только на почве неприятия нового Порядка.
И что же? Оказалось, что и этот документ до сих пор не отправлен на регистрацию в Министерство юстиции, дальнейшая его судьба неизвестна. Так что стандарта отрасль пока не дождалась, и когда дождется – сказать трудно.
Порядок лицензирования врачей будет вынесен на обсуждение в проекте новой редакции Основ законодательства об охране здоровья граждан. Предполагается, что при новом порядке лицензирования каждый врач будет получать личный сертификат, который содержит перечень конкретных медицинских услуг, оказываемых этим специалистом. Чиновники Минздравсоцразвития утверждают, что такой принцип лицензирования обеспечит соответствие деятельности врача уровню его квалификации.
Ситуацию окончательно затуманило сообщение РИА Новости, которое, ссылаясь на слова заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Вероники Скворцовой, сообщает, что выпускники медвузов вместе с дипломом будут теперь получать лицензию с правом предоставления различных видов медицинских услуг.
Пока трудно представить себе выпускника с лицензией, но давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения врача со стажем, который обременен разного рода сертификатами.
Сделаем это на примере косметологии.
Опытный, дальновидный специалист, получив диплом по специальности «лечебное дело», документ по врачебной специальности «дерматовенерология», свидетельство о прохождении повышения квалифицикации государственного образца по «Медицинской косметологии» в объеме не менее 144 академических часов, удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, подтверждающее обучение врача дерматовенеролога определенному методу медицинской косметологии (контурная пластика, мезотерапия, и т.д.) считал себя полностью защищенным. Но в связи с созданием новой профессии «врач-косметолог» ему опять требуется обучение по программе «косметология» в размере более 500 часов.
Сколько времени понадобится, что аккредитованные медицинские образовательные учреждения утвердили программу, а кафедры смогли пропустить через себя всех специалистов страны, если учесть, что право обучать косметологии в объеме более 500 часов пока у нас имеют единицы учебных заведений?
Но, согласно новым правилам, именно эти опытные специалисты не смогу завтра получить лицензию!
Если Минздравсоцразвития планирует изменить систему медицинского образования таким образом, чтобы вместе с дипломом молодой специалист получал пакетную лицензию с перечнем медицинской деятельности, которую он может осуществлять, да еще с указанием медицинских услуг, необходимо создавать реестр медицинских услуг.
Тут мы опять сталкиваемся с неразвитым понятийным аппаратом – медицинская помощь, медицинская услуга, медицинская технология, медицинский стандарт – что же подразумевается в данном случае?
Реестры – это особая тема, без которой не обойтись в разговоре о реформе здравоохранения. Т.А.Голикова обещает, что у пациентов появится информационный ресурс, где можно будет узнать, что врач лицензирован по определенным принципам. Надеемся, что у этого информационного ресурса будет, как теперь говорят, дружественный интерфейс.
Сегодня мы имеем, к примеру, реестр зарегистрированных новых медицинских технологий, который вывешен на сайте Росздравнадзора. Рекомендую зайти и посмотреть. Если вам в течение пяти часов удастся найти необходимое – поздравляю! Растянутые на километры списки в формате Excel любого выведут из терпения. Поиск по названию технологии, фирмы или хотя бы по алфавиту, дате, диагнозу ни к чему не приведет.
Если в таком же формате пациенту придется искать услугу или врача, чтобы убедиться, что они существуют в реестре, то дай бог ему здоровья на долгие годы – иначе он может просто не успеть.
Успеть! Вот ключевое слово этого лета. Успеть понять, куда движется здравоохранение, чтобы не отстать, не растерять пациентов, не утратить квалификации и, главное, веры в то, что эти перемены – к лучшему!